Дуальная система подготовки кадров — это практико-ориентированная программа, реализуемая образовательным учреждением и базовым предприятием. Разработка программы в дуальной системе осуществляется в рамках ФГОС СПО Российской Федерации. Программа построена через интеграцию на модульной основе с применением междисциплинарных связей. Совместная реализация программы подразумевает, что базовое предприятие заинтересовано в подготовке специалистов, ориентированных и специализирующихся на профиле предприятия, его оборудовании и технологии.
В этой связи важным государственным нормативным документом, регламентирующим развитие системы СПО в Российской Федерации, является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 №349-р. Данным Распоряжением утвержден «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015–2020 годы», предусматривающий «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения».
С декабря 2019г. ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж» приступил к реализации пилотного проекта «Разработка и внедрение модели дуального обучения в подготовке педагогических кадров на базе ГАПОУ ПО «Социально-педагогический колледж», который продлится до 30 июня 2020 г. В апробации проекта участвуют группы 2-3х курсов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Целью пилотного проекта является моделирование модульного обучения, обеспечивающего повышение качества подготовки педагогических кадров.
Основными задачи являются:
— установление преимущества дуального обучения в системе подготовки педагогических кадров;
— выявление обязательных элементов модели дуального обучения;
— разработка методических особенностей и нормативно-правовой базы механизма внедрения модели дуального обучения;
выявление особенности работы преподавателей колледжа в условиях дуального обучения;
— разработка технологии закрепления за студентами наставников в образовательном учреждении;
— подготовка отчетной документации по реализации проекта.
Реализация проекта включает в себя три основных этапа: организационный, деятельностный и обобщающий.
К ожидаемым результатам реализации пилотного проекта можно отнести следущее:
Разработанная модель дуального обучения внесет определенный вклад в решение проблемы поиска путей и средств реализации практико-ориентированного образования в профессиональном педагогическом образовании. Дуальное обучение обеспечит укрепление практической составляющей учебного процесса, повышение уровня профессионального образования и профессиональных навыков выпускников, самостоятельное выполнение профессиональных задач после окончания обучения, наличие у выпускников социально-педагогического колледжа практического опыта обучения младших школьников, а также решения различных проблем, возникающих в их общении с коллегами, детьми и их родителями. Это позволит избежать затруднений на начальном этапе их профессиональной деятельности, что будет способствовать лучшей закрепляемости молодых педагогов в образовательных организациях.
Документы по дуальному обучению:
— Договор социального партнерства о совместной деятельности в области образования
— Положение об организации дуального обучения студентов ГАПОУ ПО ПСПК
— Положение о наставничестве в рамках даульного образования
— Договоры об организации и проведении дуального обучения и практики со школами г.Пензы и Пензенской области