О противодействии коррупции

Коррупцией согласно статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
К коррупционным деяниям относятся следующие преступления:
злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации);
дача взятки (статья 291 УК РФ);
получение взятки (статья 290 УК РФ);
злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие коррупция, указанное выше.
Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам возможность направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе о коррупционных правонарушениях, на решения и действия (бездействие) должностных лиц этих и других органов.
Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна.
Коррупция проявляется в совершении:
преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.).
Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Взяткой могут быть: предметы — деньги, в том числе валюта; банковские чеки и ценные бумаги; изделия из драгоценных металлов и камней; автомашины; продукты питания; видеотехника, бытовые приборы и другие товары; квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость, услуги и выгоды — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.
Завуалированная форма взятки — банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга; оплата товаров, купленных по заниженной цене; покупка товаров по завышенной цене; заключение фиктивных трудовых договоров с вы- платой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям; получение льготного
кредита; завышение гонораров за лекции, статьи и книги; преднамеренный проигрыш в карты; «случайный» выигрыш в казино; прощение долга; уменьшение арендной платы; увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.
Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.
Уголовны м кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет как за получение взятки, так и за дачу взятки. То есть, перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.
Лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы;
административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; определены меры по профилактике коррупции и основные направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Противодействие коррупции – это:
деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему
устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию
коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных
правонарушений.
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих
основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут
включать:
— определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
— сотрудничество организации с правоохранительными органами;
— разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
— принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
— недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.