ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ – РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Начиная с 2011 года в России реализуется программа Доступная среда. Доступная среда — это создание совместными усилиями условий для интеграции в общественную жизнь инвалидов. Это комплексный подход по обустройству и реализации безбарьерной среды, с помощью которой инвалиды будут быстрее адаптироваться в общество и чувствовать себя счастливее. Программа Доступная среда для инвалидов рассчитана на все маломобильные группы населения. Сюда входят и инвалиды-колясочники, и инвалиды по зрению, и инвалиды по слуху. Результатом данной программы должно быть наличие доступности учебного заведения для всех категорий граждан.
К освоению образовательных программ принимаются инвалиды, лица с ОВЗ, которым согласно заключению федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в колледже по реализуемым специальностям.

 В колледже ведется обучение студентов с ограниченными возможностями без применения специальных средств обучения

Нормативно-правовые акты:
Конвенция о правах инвалидов.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
— Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы».
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
— Письмо  Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.04.2015 № 06-443 «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации 20.04.2015 N 06-830вн).
— Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».
— Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. № 968).
— Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 января 2014 г. № 36).
— Требования к организации образовательной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях (Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров №06-281 от 18.03.2014г.).

—  Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №06-830 от 20.04.2015 г.).
— Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291).
— Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (Приказ Министерства науки и образования Российской Федерации от 18 апреля 2013 годя №292).

Паспорт доступности (ул. Гоголя, 3)

Количество обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 01.01.2020г.- 12 человек.

Колледж в рамках инклюзивного образования предоставляет следующие условия обучения для инвалидов:
1. Обучение в общих группах.
2. Сформирован перечень должностей специалистов, в должностные инструкции которых включено сопровождение и оказание помощи инвалидам, имеющим стойкие расстройства функции зрения, самостоятельного передвижения:
-педагог-организатор;
-социальный педагог;
-педагог-психолог;
— тьютор.
3. Определен сотрудник, ответственный за инструктирование специалистов колледжа, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг колледжа с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности: социальный педагог.
4. Организовано проведение инструктирования работников колледжа по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования, с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
5. 10 сотрудников колледжа получили образование по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, связанным с инклюзией, работой с детьми с ОВЗ.
6. Для организации образовательного процесса и возможности формирования индивидуальной образовательной траектории для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в колледже предусмотрены следующие формыиндивидуализации обучения:
— индивидуальный учебный план;
— индивидуальный учебный график;
— использование дистанционных технологий для организации учебного процесса.
7. В колледже создана толерантная социокультурная среда, волонтерская помощь студентам-инвалидам  для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

8. Вся территория колледжа соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Здание административно-учебного корпуса оснащено пандусом с входной группой и поручнями для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

       

 
9. Наличие системы Moodle позволяет осуществлять прием-передачу информации по информационно — коммуникационной сети Интернет, проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации в доступных формах в зависимости от нарушений функций организма человека. Основной формой, применяемой при реализации дистанционных образовательных технологий в колледже, является индивидуальная форма обучения. Широко практикуется наиболее эффективная форма проведения онлайн-занятий – вебинары, виртуальные лекции, семинары, выступления с докладами, защита выполненных работ, зачеты в режиме on-line и off-line.
Вся образовательная информация, размещенная на сайте колледжа, соответствует стандарту обеспечения web-контента и доступна для широкого круга пользователей с ограниченными возможностями здоровья.
10. Организация профориентационной работы  с абитуриентами из числа обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья направлена на  осознанное  профессиональное самоопределение. Это связано с необходимостью диагностирования  особенностей здоровья и психического развития инвалидов, характера дезадаптации, осуществления комплекса мер по реабилитации, коррекции, компенсации.

При профессиональной ориентации ведется подбор одной или нескольких профессий или специальностей, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями Индивидуальной программы реабилитации, его интересами, способностями и склонностями
11. В колледже создана система трудоустройства выпускников-инвалидов: презентации и встречи работодателей со студентами-инвалидами, индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги, наличие банка предлагаемых вакансий, в т.ч. в процессе прохождения производственной практики.
В настоящее время идет разработка адаптированных образовательных программ, в том числе дистанционных.

12. При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций.
13. Проведение текущей и итоговой аттестации проводится с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся созданы  фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.
14. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
Обучающиеся инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.

При составлении индивидуального графика обучения предусмотрены  различные варианты проведения занятий: в колледже, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
14. Основными формами содействия трудоустройству выпускников-инвалидов являются презентации и встречи работодателей со студентами-инвалидами, индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги. Эффективным является трудоустройство на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места.
15. Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.
— Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы студента-инвалида в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Организационно-педагогическое сопровождение может включать: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций; контроль
аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподаватель — студент-инвалид в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений; инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и т.д.
— Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для студентов-инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента-инвалида, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, коррекции личностных искажений.
— Медицинское сопровождение включает сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе студентов-инвалидов. Медпункт способствует оказанию первой медицинской помощи; оказанию врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях; осуществлении лечебных, профилактических мероприятий; пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни.
— Социальное сопровождение осуществляется  в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.
16. Освоение дисциплины «физическая культура»  для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья установлено в  особом порядке  на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.
17. В программе развития колледжа, пункт 12, отражены мероприятия до 2021 года по организации доступной среды и развитию инклюзивного образования.

Истории успеха победителей чемпионатов «Абилимпикс»

Наши достижения